Йормунганд или Ёрмунганд (на др.-сканд. Jörmungandr) – гигантский морской змей из древнескандинавской мифологии. Он столь огромен, что опоясывает своим телом всю Землю и кусает собственный хвост. Морской змей Ёрмунганд – сын бога Локи и великанши Ангрбоды. Его также называют Мидгардсорм, т.е. змей Мидгарда или Мировой Змей. Это один из персонажей, участвующий в гибели мира, Рагнарёке.
ЕРМУНГАНД (др.-исл. Irmunganr, букв. «великанский посох») Мидгардорм (др.-исл. Mtgarsormr, «змей Мидгарда»), в скандинавской мифологии мировой змей, одно из трех хтонических чудовищ, порожденных великаншей Ангрбодой от Локи, Е. живет в мировом океане, окружая обитаемую землю — Мидгард. Название «змей Мидгарда», по-видимому, свидетельствует о том, что первоначально он был позитивным элементом пространственной системы мира в скандинавской мифологии.
В поэзии скальдов, в «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») и в рассказе «Младшей Эдды» о приключениях Тора в стране великанов Утгарде или Етунхейме (см. в ст. ТОР) рассказывается о попытке Тора — его главного противника — поднять Е. из океана (мотив «рыбной ловли Тора»). В последней битве перед гибелью мира (см. РАГНАРЕК) Тор и Е. снова сражаются, Тор поражает змея, но сам умирает от изрыгаемого Е. яда. Битва Тора и мирового змея была популярной темой изображения на щитах (о чем свидетельствуют т. н. щитовые драпы — особый вид стихотворений скальдов). Этот же сюжет запечатлен на руническом камне на острове Мэн (в Ирландском море). Борьба бога-громовника и змея — важнейший мотив индоевропейской мифологии. Е. М.
Источники сведений о Ёрмунганде
Большая змея Ёрмунганд – персонаж, который часто появляется в скандинавских мифах. Основной мотив – это противостояние с богами, в частности, с Тором, богом грома и молний, защитником человечества. Именно Тора называют главным противником Ёрмунганда. Большинство сохранившихся легенд посвящёно их встречам. Также существуют легенды о рождении змея от Ангрбоды из рода великанов и о том, как мировой змей примет участие в разрушении мира.
Змей Локи Ёрмунганд встречается в следующих текстах:
- «Младшая Эдда» («Эдда в прозе») – учебник скальдической поэзии авторства Снорри Стурлусона. Это произведение состоит из нескольких частей, в ней присутствуют цитаты из поэм, которые в свою очередь написаны на основе германо-скандинавской мифологии. В этих отрывках и присутствует образ Ёрмунганда.
- Хусдрапа – скальдическая поэма, тексты которой сохранились в «Младшей Эдде». Её автором считают Ульфа Уггасона. Один из мифов, приведённых в поэме, посвящён рыбалке Тора, когда он вылавливает Ёрмунганда.
- Хюмисквида или «Песнь о Хюмире» – поэма, которая входит в «Старшую Эдду». Именно в ней рассказывается подробно о Торе, который отправился на рыбалку с великаном Хюмиром и едва не поймал на наживку Ёрмунганда. Также в Хюмисквиде присутствует рассказ о Рагнарёке, но в более комичном варианте.
- «Прорицание вёльвы» (др.-сканд. Völuspá) – эпическая песня, входящая в «Старшую Эдду», одно из самых известных произведений. Оно очень масштабное, описывает сотворение мира, его существование вплоть до гибели во время Рагнарёка, а затем возрождение.
- «Рагнардрапа» или «Драпа о Рагнаре» – драпа (хвалебная песнь) в честь скандинавского героя Рагнара Лодброка. Автор – скальд Браги Боддасон, которому Рагнар подарил щит с изображением мифологических сцен. Одна из них была посвящена рыбалке Тора, когда он поймал Ёрмунганда. Скальд описал в песне этот и другие мифы.
Дракон Ёрмунганд появляется также в кеннингах в скальдической поэзии. Кеннинги – метафоры минимум из двух существительных, которыми заменяли обычное название человека или предмета. Так, существует кеннинг «отец морской нити», которым обозначали Локи (т.е. отец Ёрмунганда, морского змея).
Как бог Ёрмунганд всё же не почитался. Это было хтоническое чудовище, связанное с дикими первобытными силами. Поэтому в мифах сын Локи змей Ёрмунганд всегда выступает отрицательным персонажем. Он противостоит богам и принимает непосредственное участие в гибели мира, во время которой распространяет везде свой яд. Но всё же этот змей являлся важным героем скандинавского пантеона. В некоторых анализах мифов про Ёрмунганда указывается, что это морское чудовище является важной частью баланса во Вселенной.
Камни с изображением Ёрмунганда
Огромный змей Ёрмунганд также часто изображался на камнях. Сохранилось несколько изображений, все они посвящены столкновениям чудовища с богом Тором. В частности, популярным мотивом стала легенда о рыбалке Тора, во время которой он почти поймал Йормунганда, использую голову быка в качестве наживки.
Один из камней, на котором изображён скандинавский змей Ёрмунганд – это Алтунский рунический камень. Он был создан в XI в. и найден в Швеции. Рунические камни нередко брали для других построек, дорог и мостов, и так продолжалось до тех пор, пока исследователи не признали их историческую ценность. Это же случилось и с Алтунским руническим камнем. Его использовали для строительства стены.
Рисунок на Алтунском камне посвящён именно рыбалке Тора. Бог грома отправился рыбачим с великаном Гимиром (Хюмиром). На камне изображены только сам Тор и мировой змей Ёрмунганд. Есть предположение, что это сделано из-за того, что камень оказался слишком узким. Фигура Гимира туда просто не поместилась.
На этом камне, тем не менее, хорошо показана мифология змея Ёрмунганд в отношении легенды о рыбалке. Тор изображён в лодке со снастями. По легенде, он забросил в море удочку с приманкой в виде бычьей головы. Бык этот раньше принадлежал Гимиру. На эту голову и был пойман Мидгардсорм. Когда Тор попытался вытащить мирового змея, он случайно проломил дно лодки. Это тоже отражено на рисунке на камне – из дна лодки показывается нога аса. Тор также держит Мьёльнир – его легендарный молот, который мог поднять только владелец из-за тяжести оружия.
Ас изображён во время напряжённой борьбы со змеем. Тор тянет леску, желая вытащить Мидгардсорма из воды. Сам Йормунганд размещён в нижней части камня. Там отчётливо видно его тело, которое свивается кольцами, пока чудовище пытается вырваться.
Другой известный камень был обнаружен во время земляных работ в Хёрдуме, Дания. Изображение на нём повторяет тот же сюжет, что показан на Алтунском камне. Тор ловит мирового змея на приманку в виде бычьей головы. Рисунка этой приманки нет на камне. Но часть изображения стёрта, поэтому, возможно, голова быка находилась именно там и оказалась утеряна. Тор тянет леску с крючком, на который попался Ёрмунганд. Здесь ноги аса тоже уже проломили дно лодки.
В отличие от Алтунского камня, здесь есть также изображение Гимира. Согласно «Видению Гюльви», когда Тор стал тянуть леску с Мидгардсормом, Гимир очень перепугался. Великан с самого начала опасался заплывать так далеко в море из-за чудовища. В результате Гимир перерезал леску, не дав Тору вытащить Ёрмунганда. На камне можно увидеть, как он собирается это сделать. В руке Гимир держит некий инструмент.
Исследователи выдвигали предположение, что голова змея расположена под рисунком лодки. Возможно, её можно рассмотреть на естественном изломе камня. В целом же рисунок на камне из Хёрдума менее чёткий, чем на Алтунском камне.
Имена Ёрмунганда
Ёрмунганд в скандинавской мифологии называется двумя основными именами:
- Ёрмунганд (другой вариант – Йормунганд) – на древнескандинавском имя пишется как Jörmungandr. В переводе имя означает «огромное чудовище». На древнеисландском Irmunganr буквально переводилось как «великанский посох». Это основное имя мирового змея.
- Также встречается вариант Мидгардсорм (др.-сканд. Miðgarðsormr, др.-исл. Mtgarsormr) – это имя можно перевести как «Мировой змей» или «Змей Мидгарда». Мидгард – серединный мир, мир людей.
- Также в кеннинге, посвящённом Локи, Ёрмунганд называется «морской нитью», а его отец, сам Локи – «отец морской нити».
Кто такой Ёрмунганд
Ёрмунганд – одно из хтонических чудовищ. Хтоническими называли существ, которые относятся к силам первозданной природы, к подземному миру. Часто у таких существ отсутствует созидательная способность. Они отвечают только за разрушение. Ёрмунганд является именно таким чудовищем – он проявляет себя только в борьбе с богами и в особенности с Тором. Тор выступал главным защитником богов и людей, поэтому и противостоял мировому змею чаще всего.
Изображение Ёрмунганда – это также один из вариантов символа, называемого Уроборос. Уроборос выглядит как змея, кусающая себя за хвост. Символ уробороса воплощает бесконечность и циклы жизни и смерти, других явлений. Ёрмунганд в свою очередь – мировой змей, связанный со всей Вселенной и окружающий её своим телом, как кольцо.
Внешний вид змея Ёрмунганда
Практически во всех легендах Ёрмунганд выглядит, как огромный змей, обитающий в океане. Главной отличительной чертой является именно размер. Длина чудовища позволяет ему обернуться вокруг всей земли и достать до кончика своего хвоста. Он обвивает весь мир, словно огромное кольцо.
Йормунганд всё время держит свой хвост во рту. В этом он опять же похож на уробороса. Уроборос и Ёрмунганд выглядят как змеи, кусающие свои хвосты. Такое изображение является очень древним символом, точно происхождение которого установить не удалось. Уроборос чаще всего обозначает вечность, бесконечность, а также цикличность, смену одного другим. Такие, как Уроборос и Ёрмунганд мифические существа встречались во многих культурах, как и огромные змеи, в т.ч. морские.
Мифология Ёрмунганда всё же показывает его в некоторых легендах и в других обликах. В частности, это огромный кот. Но такой облик Ёрмунганд принял не сам, поэтому, видимо, сам он не способен изменять свою форму. В кота мирового змея превратил Утгарда-Локи, ётун, что владел замком Утгард в Ётунхейме. Иногда Утгарда-Локи считают тем же персонажем, что и бог Локи, но чаще этих героев разделяют. Утгарда-Локи превратил Ёрмунганда для состязания, в котором Тор должен был поднять этого кота. Но он сумел оторвать от земли только лапу животного из-за невероятной тяжести змея даже в этом облике.
Рождение Ёрмунганда
Ёрмунганд считался сыном Локи, бога коварства и хитрости из рода ётунов, и великанши Ангрбоды, чья имя означало «сулящая горе». Ангрбода – первая жена Локи, с которой тот три года прожил в Железном лесу, мрачном месте между миром людей и миром ётунов (Ётунхеймом).
В отличие от некоторых других легенд о детях Локи (например, Слейпнире), Локи родил Ёрмунганда не сам. Именно Ангрбода стала матерью Мирового змея, а также двух других детей, также хтонических чудовищ – волка Фенрира и Хель, богиню мёртвых.
Иногда упоминается, что Хель Фенрир и Ёрмунганд жили со своей матерью в Ётунхейме, стране великанов. Но чаще всего местом жительства Ангрбоды всё же называют Железный лес рядом с этим миром. В «Младшей Эдде» говорится, что асы считали великаншу «мерзкой». Боги получили прорицание о том, что дети Ангрбоды, которых она тем более родила от Локи, принесут много зла и бед миру. Поэтому боги забрали Хель, Фенрира и Ёрмунганда у их родителей. Один велел доставить всех троих к нему.
Детей Локи и Ангрбоды заточили в разных местах, но всем сохранили жизнь. Фенриру сначала и вовсе позволили жить среди асов. Лишь позже боги увидели, что волк вырос слишком огромным и страшным. Также существовало пророчество, что во время Рагнарёка это чудовище убьёт Одина.
Даже тогда боги не захотели запятнать своё жилище кровью Фенрира. Они использовали волшебную цепь, чтобы сковать волка и заточить под землёй. Цепь эту сделали из вещей, которых с тех больше не было в мире, например, шума кошачьих шагов. Лишь эта цепь, сделанная гномами из страны чёрных альвов, смогла сдержать Фенрира. Некоторые легенды упоминают не цепь, а просто путы.
Хель же сделали богиней царства мёртвых. Ей Один отдал во владение Нифльхейм. К Хель попадают практически все умершие души, даже боги, например, Бальдр.
Йормунганда же Один взял и бросил в океан, который омывал Мидгард, мир людей. На тот момент змей ещё не был столь огромен. Он опустился на дно посреди океана, где и продолжал расти. В конце концов Ёрмунганд стал таким длинным, что его тело окружило всю землю. Он же вцепился в собственный хвост и с тех пор держал его во рту. Именно тогда он стал похож на известный символ под названием уроборос. Уроборос выглядел именно как змея, зажавшая хвост во рту.
Описание этой истории есть в «Видении Гюльви» (Младшая Эдда):
Были у Локи и еще дети. Ангрбодой звали одну великаншу из Страны Великанов. От нее родилось у Локи трое детей. Первый сын — Фенрир Волк, другой — Ёрмунганд, он же Мировой Змей, а дочь — Хель. Когда проведали боги, что вырастают эти трое детей в Стране Великанов, — а дознались боги у пророчицы, что ждать им от тех детей великих бед, и чаяли все великого зла от детей такой мерзкой матери и тем паче детей такого отца, — вот и послал богов Всеотец взять тех детей и привести к нему. И когда они пришли к нему, бросил он того Змея в глубокое море, всю землю окружающее, и так вырос Змей, что посреди моря лежа, всю землю опоясал и кусает себя за хвост.
Волк Фенрир и змей Ёрмунганд освободятся, когда придёт конец мира, Рагнарёк. Этот день ознаменуется последней битвой богов с чудовищами, которые считаются врагами мира. Всемирный змей Ёрмунганд при этом наконец отпустит свой хвост и поднимется из глубин, чтобы выйти на землю. Волк Фенрир же наконец-то сможет разорвать свои оковы. Хель тоже упоминается в легендах как противница асов во время конца света.
Семья Ёрмунганда
Среди персонажей, связанных родственными узами с Ёрмунгандом, были следующие боги и мифологические персонажи:
- Отцом мирвого змея был Локи – бог хитрости и коварства из расы ётунов. Несмотря на происхождение, асы позволили ему жить среди них, ведь Локи не раз им помогал. Но этот же бог не раз навлекал на асов беды. Он был отцом и других необычных мифологических персонажей, например, коня Слейпнира с восемью ногами.
- Мать Ёрмунганда – Ангрбода, великанша, которая тоже принадлежала к роду ётунов. Её имя означало «сулящая горе» или «вредоносная». Также Ангрбоду называли «ведьмой» или «старухой». По одним источникам, она жила в Железном лесу между Мидгардом и Ётунхеймом. Железный лес располагался восточнее Мидгарда. Это зловещее и опасное место, где обитают и другие ётуны. Иногда считалось, что дом Ангрбоды и её семьи был в самом Ётунхейме. Там она, будучи первой женой Локи, родила от него троих детей, в том числе Ёрмунганда, а также Хель и Фенрира. Там же она растила их до момента, когда боги решили забрать всех троих из-за опасений перед этими хтоническими чудовищами. Ангрбоду также называют матерью множества сыновей-великанов, выглядящих, как волки.
- Фенрир – гигантский волк, ещё один сын Локи и Ангрбоды, брат Йормунганда. Асы сковали его и заточили под землю, когда поняли, что волк слишком силён и опасен. Ради этого бог Тюр пожертвовал своей рукой. Фенрир лежит под землёй и не может сомкнуть пасть из-за меча, воткнутого между челюстями. Он воет, а его слюна образует реку. В день последней битвы богов и чудовищами, когда наступит Рагнарёк, Фенрир наконец сможет разорвать свои оковы и убьёт Одина.
- Хель – богиня, которой отдали во владение загробный мир. «Уйти к Хель» означало «умереть». Половина тела Хель тёмная, другая – светлая. Её родителями также являлись Локи и Ангрбода. Во время Рагнарёка Хель выступит против богов.
«Поднять кошку»
Первый из сохранившихся мифов о Ёрмунганде и Торе посвящён путешествию Тора в Утгард. Так называли либо внешний по отношению к земному мир, либо город в Ётунхейме. Второй вариант встречается в «Видении Гюльви». Правителя Утгарда в этом мифе зовут Утгард-Локи. Это либо отдельный персонаж, чьё имя означает «Локи из Утгарда», либо бог Локи, ас из рода ётунов.
Когда Тор посетил Утгард, Утгард-Локи устроил для бога грома и его товарищей несколько состязаний. Все они содержали в себе обман или хитрость. Из-за этого никто не смог победить в них. Например, Локи соревновался в поедании мяса с огнём. Однако огонь пожирал пищу быстрее всех, уничтожая и кости.
Тору же Утгард-Локи в качестве одного из заданий поручил поднять большую кошку. Так правитель Утгарда хотел испытать силу бога грома. Под обликом кошки коварный ётун спрятал самого Мидгардсорма. Тор взял кошку поперёк туловища, но, как бы он ни старался, не смог поднять полностью из-за того, что это Йормунганд. Он смог только оторвать лапу кошки от земли.
Позже Утгард-Локи раскрыл богам свой обман и объяснил, почему они проиграли. Он рассказал про спрятанного под обликом кошки мирового змея. То, что Тор смог поднять даже одну лапу, уже впечатляло. На самом деле он так растянул Ёрмунганда, что почти что поднял его до неба. Если бы Тору удалось поднять морского змея целиком, это бы повлияло на весь мир. Тогда сами границы Вселенной бы сдвинулись. Поэтому те, кто наблюдал за испытанием, испугались, увидев, насколько Тор преуспел.
В «Видении Гюльви» (Младшая Эдда) есть отрывок, где Утгард-Локи рассказывает о произошедшем:
И еще он промолвил: «Мне показалось достойным не меньшего удивления и то, что приподнял ты кошку. Правду сказать, были напуганы все, кто видел, что она подняла с земли одну лапу: ведь то была не кошка, как тебе мерещилось, а Мировой Змей, всю землю обвивающий. И едва достало у него длины удержать на земле хвост и голову. И так высоко ты поднял руку, что близко было до неба.
«Рыбалка Тора»
Эта легенда посвящена рыбалке, на которую Тор отправился с великаном Гимиром (Гюмиром, Хюмиром). Этот великан оставался в нейтральных отношениях с асами. Он также считался дядей бога Тюра.
Гимир не хотел сначала отправляться на рыбалку с Тором. Он даже отказался дать асу наживку. Тогда Тор забрал самого большого быка из всех принадлежавших Гимиру и отрубил ему голову. Эту голову бог и использовал в качестве наживки. После этого он сам сел на вёсла и отправился в море. Тор направил лодку к месту, где Гимир обычно рыбачил. Обычно там великан ловил камбалу, но однажды он смог вытащить из моря двух китов.
Тор, однако, решил поплыть ещё дальше. Он не стал слушать возражения Гимира, который опасался Ёрмунганда. Наконец ас решил попробовать поймать змея Мидгарда. Тор взял прочную леску, на крючок насадил голову быка Гимира. Морское чудовище вцепилось в наживку, и тогда Тор попытался вытащить мирового змея. Тот же отчаянно сопротивлялся, изо рта тёк яд. От усилий Тор проломил дно лодки, но и тогда не выпустил Ёрмунганда. Чтобы продолжать его тащить, бог опёрся ногами о морское дно.
Вот как это описывается в «Видении Гюльви», часть 48 «Тор выходит в море с Хюмиром»:
А когда Тор положил весла, достал он крепкую лесу, да и крючок не уступал ей величиной и крепостью. Потом насадил Тор на этот крюк бычью голову и закинул его за борт. Крюк пошел ко дну, и, правду сказать, провел тут Тор Мирового Змея не хуже, чем Утгарда-Локи провел самого Тора, когда тот поднимал змея рукою.
Мировой Змей заглотнул бычью голову, а крюк впился ему в нёбо. И когда Змей почувствовал это, он рванулся так яростно, что кулаки Тора ударились о борт. Разгневался тогда Тор, и возросла в нем сила аса. Он уперся, да так, что пробил ногами дно лодки и стал на морское дно, а Змея подтащил к самому борту. И можно смело сказать, тот не видал страшного зрелища, кому не довелось видеть, как Тор вперил глазищи в Змея, а Змей уставился на него, извергая яд.
У этой истории есть две концовки. В наиболее распространённой Тор всё же упутил Ёрмунганда. Он уже поднял свой молот, чтобы размозжить голову чудовища, но Гимир успел перерезать леску. Великан был слишком напуган, поэтому поступил так. В результате мировой змей погружается в глубины океана. Там он ложится обратно на дно и снова сворачивается вокруг земли, кусая свой хвост.
В скальдической поэзии встречаются более ранние варианты этой легенды. В них Тор успешно ловит Ёрмунганда и всё же убивает, ударив того по голове. Но эти версии не соответствуют мифам о том, как мировой змей участвует в конце света.
Альтернативная версия есть в Старшей Эдде, в «Песни о Хюмире»:
22 Насадил на крючок
защитник людей,
убийца змея,
голову бычью;
пасть разинул,
наживку увидя,
враждебный богам
пояс земли.
23 Тор-победитель
к борту ладьи
вытащил смело
пестрого змея,
молотом бить
стал он по мерзкой
вершине волос
родича Волка.
24 Взревели чудовища,
стали гудеть
подводные скалы,
земля содрогнулась,
канула снова
на дно эта рыба.
«Рыбалка Тора» была одной из самых распространённых легенд в творчестве скандинавских мастеров. Чаще всего они изображали Тора, тянущего Мидгардсорма, и Гимира, который собирается или уже перерезает леску. Есть варианты, где Тор один. Такие изображения показывают, что ас всё же преуспел в уничтожении мирового змея. Встречаются и предметы, на которых показано несколько сцен.
В частности, есть четыре таких памятника:
- Алтунский рунический камень.
- Один из Ардрейских камней, а именно камень Ардре VIII – именно на него нанесено несколько сцен из легенды. Там показано, как мужчина входит в дом, где находится бык. Также есть рисунок двух мужчин, уходящих куда-то, один несёт какой-то груз на плече. На последнем изображение двое мужчин рыбачат при помощи копья. Изображения относятся к 8-10 векам. Если на камне правда изображена рыбалка Тора, это значит, что миф существовал в течение нескольких сотен лет и практически не изменялся. Затем его версию записали в Младшей Эдде.
- Камень из Хёрдума в Дании.
- Каменная плита из Госфорда, Камбрия (английское графство).
«Последняя битва» (Рагнарёк)
Рагнарёк – в скандинавской мифологии последняя битва богов и чудовищ. Это слово переводится как «Судьба богов» или «Сумерки богов». В «Прорицание вёльвы» говорится, что в этот день мир погибнет, и почти все боги будут убиты. Та же судьба постигнет и людей. Выживут в битве лишь некоторые из богов, а также два человека, мужчина и женщина. Благодаря этому мир возродится, а человечество снова заселит Землю.
Согласно «Видению Гюльви», входящему в «Младшую Эдду», именно Ёрмунганд своим движением под водой укажет на приближение Рагнарёка. Океан будет волноваться, потому что мировой змей наконец выпустит изо рта свой хвост. Он всплывёт на поверхность, и тогда океан выйдет из берегов. Земля окажется затоплена, а Ёрмунганд выброситься на землю, где тоже будет сеять смерть.
Мировой змей будет ползти вперёд рядом со своим братом, чудовищным Фенриром. Глаза и ноздри Фенрира будут пылать огнём, а открытая пасть гигантского волка сможет достать и до неба, и до земли. Сам же Мидгардсорм начнёт везде распространять свой яд. Эти ядовитые испарения отправят даже небеса.
В «Прорицании вёльвы» в Старшей Эдде есть такое описание:
57 Солнце померкло,
земля тонет в море,
срываются с неба
светлые звезды,
пламя бушует
питателя жизни,
жар нестерпимый
до неба доходит.
Мировой змей и Фенрир присоединяться к сыновьям Муспеля, чтобы выступить против богов. Муспель или Муспелль – один из ётунов, воплощение пламени. Он – повелитель Муспельхейма, огненного царства. В основном в мифах Муспель появляется как враг асов во время Рагнарёка. Ему принадлежит корабль Наглфари, сделанный из ногтей мертвецов. На нём противники асов приплывут на место главного сражения с богами. Из-за сыновей Муспеля разрушится мост Биврёст, по которому из Асгарда можно попасть в другие миры.
Ёрмунганд и другие чудовища встретятся с богами на равнине Вигрид. Именно там будут происходить основные события Рагнарёка. И там мировой змей и Тор встретятся для своего последнего сражения.
Битва Тора и Ёрмунганда всё же закончится победой Тора. Змей Мидгарда будет убит в этом противостоянии. Но и сын Одина погибнет во время Рагнарёка, как и практически все остальные скандинавские боги. Упоминается, что Тор сможет отойти всего на девять шагов от поверженного чудовища. Он погибнет из-за яда Ёрмунганда, который хлынет из пасти убитого змея.
Сражению Тора и Ёрмунганда посвящён отрывок из «Прорицания вёлвы» (Старшая Эдда):
56 Тут славный приходит
Хлодюн потомок,
со змеем идет
биться сын Одина,
в гневе разит
Мидгарда страж,
все люди должны
с жизнью расстаться, —
на девять шагов
отступает сын Фьёргюн,
змеем сраженный —
достоин он славы.
«Хлодюн потомок» – это одно из обозначений Тора, также как и Фьёргюн. Считается, что Хлодюн и Фьёргюн в свою очередь – другие имена для богини земли Ёрд, матери Одина. Тора также считали защитником людей, живших в Мидгарде (срединном мире), от чудовищ и великанов. Поэтомуон «Мидгарда страж».
Анализ образа Ёрмунганда и аналоги в других пантеонах
Ёрмунганда сравнивают иногда с гигантскими змеями из других пантеонов. В частности, в индуизме есть змей Вритра, демон хаоса. Он был так огромен, что едва не проглотил всю Вселенную. Царь богов Индра, бог света, дождя, молний смог победить его. Этот миф имеет сходства с рыбалкой Тора. Вритра в свою очередь с балто-словянским мотивом, где фигурирует бог бури, сражающийся со змеёй.
Пребен Мейленграхт Сёренсен рассматривает рыбалку Тора как его юношескую неосторожность. Однако, по мнению Сёренсена, этот миф подчёркивает роль Ёрмунганда во Вселенной. Он – обязательная часть Космоса, необходимая для поддержания гармонии и баланса.
Джон Линдоу, который занимался изучением скандинавской мифологии, обращал внимание на интересные сходства в образе Ёрмунганда и других персонажей. В частности, он сравнивал мирового змея и его брата Фенрира, другого сына Одина. Оба были хтоническими чудовищами и сыновьями Локи. По мнению Линдоу, то, как змей кусает свой хвост, похоже на сюжет со связыванием Фенрира. Чтобы удержать огромного волка, использовали магическую цепь Глейпнир, очень мягкую и тонкую, но крепкую.
Филолог отмечал, что в скандинавской мифологии часто встречается такой мотив. Чудовище или иного врага богов связывают или сковывают и долгое время держать в его темнице. Но, когда приходит Рагнарёк, этот персонаж получает возможность освободиться. Ему суждено принести богам и людям гибель.
Ёрмунганд как эпоним
Имя Ёрмунганда использовалось для того, чтобы назвать астероид 471926 Jörmungandr. Центр малых планет, который занимается данными наблюдения малых тел Солнечной системы, опубликовал официальное наименование. Это произошло 25 сентября 2018 г.
Ёрмунганд в современной культуре
Образ Ёрмунганда достаточно популярен в современной культуре. Особенно часто встречается употребление его имени. В частности, существует аниме и манга Ёрмунганд, в сюжете которых это название носит некий проект.
Хэви-пауэр-метал группа Brothers of Metal посвятила мировому змею песню и разместила его изображение на альбоме. Существует также сериал «Рагнарёк», основанный на норвежской мифологии. Там Ёрмунганда извлекают из тела одного из персонажей и затем отпускают.
Источник: https://mifi-skandinavii.ru/