Привычный нам фразеологизм «между Сциллой и Харибдой», означающий нахождение между двумя проблемами или выбор между двумя равноценными опасностями, пришел из Древней Греции. Как и в основе других старинных выражений, в его подоплеке кроется мифологический сюжет. Память о легенде хранится в веках благодаря использованию емкого и описательного речевого оборота.
История создания
Фразеологизм пришел в нашу речь благодаря древнегреческой мифологии. Сцилла и Харибда – два чудовища, по легенде располагавшиеся в Мессинском проливе и сторожившие территории между Сицилией и Аппенинами. По преданию, жертвами чудищ становились моряки и путешественники, пытавшиеся проложить себе путь по опасному маршруту между двух скал. Чудовища с огромными зубами пытались сожрать непрошенных гостей. Мореходы, уворачиваясь от одной угрозы, неумолимо приближались к другой.
Удел мифов – оставаться таинственными сказаниями. На самом деле чудовищ не существовало. Их именами называли два утеса по обе стороны Мессинского залива, олицетворявших собой ужасающих монстров. Прохождение этой местности было опасно: корабли застревали на рифах и острых камнях, их часто кружили страшные водовороты, из которых мало кому удавалось выбраться живыми.
Названия скал послужили прозвищами для выдуманных чудищ, и фразеологизм, ставший крылатым выражением, сохраняет актуальность по сей день. Выражение трактуют как угрозу, возникающую с нескольких сторон и грозящую ужасными последствиями.
В мифологии
Мифология Древней Греции – красочное и образное явление в культуре, ставшее основой для искусства, традиций и фольклора. Природные явления связывались жителями этих земель с магическими и таинственными созданиями, обладавшими сверхъестественными способностями. Современные исследователи находят оправдания и переводят значение тех или иных персонажей мифов, а читателям остается удивляться фантазии и образному мышлению людей, населявших Аппенинский полуостров.
Древние греки верили, что высота Харибды огромна. В сравнении со Сциллой, обладающей тремя пастями, двенадцатью лапами и шестью головами, она казалась менее устрашающей, но не менее сильной. Она олицетворяла водяную богиню, преграждавшую путь мореплавателям и топящую путешественников в морской пучине.
Это уникальное существо, аналогов которому нет в легендах других народов. Оно – сосредоточение морского гнева, выражающееся в смертоносных водоворотах, питающееся волнами и тем, что они приносят.
Читайте также: Морское чудовище Левиафан. Мифическое существо
Воронки, затягивающей в себя все живое, издревле боялись торговцы, путешественники и исследователи новых земель. В мифах, описывающих чудовище, говорится о страшном голоде, которое оно испытывает на постоянной основе. Чтобы утолить потребность, монстр трижды в день заглатывает морскую воду и трижды изрыгает ее. Но раз вода возвращается обратно, ее нельзя считать пищей. Допустимо, что так устроен процесс дыхания Харибды.
В легенде упоминаются зубы, расположенные в огромной глотке чудища. Так могли описывать острые камни, находящиеся в проливе. Мифы не обрисовывают четко внешность монстра, и впечатление о пищеварительной системе Харибды составить сложно. Возможно, вся она – один сплошной рот, в котором нет языка.
По представлениям эллинов, Мессинский пролив охранялся двумя чудищами – Сциллой и Харибдой, расстояние между которыми измерялось полетом стрелы. Глупые мореходы становились жертвой Харибды, те, кто считал себя умнее, попадали в пасть Сциллы. Мудрецы обходили эти территории стороной, ища окольные пути.
Читайте также: Водяной. Миф или правда?
В мифах об Одиссее рассказывается о том, как доблестный герой побывал на остриях зубов Харибды в ходе кораблекрушения. Несколько дней путешественник продержался на осколках корабля, которых отталкивали и вновь притягивали волны залива. Глоток Харибды принес Одиссея к ее пасти, где мужчина ухватился за растения. Они помогли ему выжить. Вместе с обратным потоком воды Одиссей выплыл, выносимый отливом, и остался в живых.
Пыталась ли Харибда убить мужчину или просто выполняла привычный алгоритм – неизвестно. Но, выбирая из двух чудищ, Одиссей решил избежать встречи с кровожадной Сциллой и предпочел пройти испытание Харибдой.
Харибда как воплощение природной силы не испытывала эмоций и чувств в отношении своих жертв. Вряд ли чудовище располагало разумом и аналитическими способностями, поэтому поклонение ему и жертвоприношения не приносили результатов. Монстр функционировал, как огромный механизм поглощения.
Мифы не повествуют о смерти Харибды, значит, чудовище могло выбрать иное место для продолжения привычной деятельности. Древние греки размышляли: сменила ли Харибда место проживания или затаилась в морской пучине, перенесли ли ее боги в другую местность или она перебралась куда-то самостоятельно. Поздние сказания не радуют подробной информацией о чудовище. А воды Мессинского пролива сегодня славятся спокойствием.
Древние легенды, отсылающие к ранним временам, гласят: Харибда не всегда была монстром. Прелестная наяда, дочь Геи и Посейдона, она вынуждена была принять облик чудовища, создающего смертоносные водовороты. Преданная дочь пыталась помогать Посейдону в борьбе с Зевсом. Она организовывала приливы, топя населенные пункты, леса и поля. Этим девушка вызвала гнев Зевса, ведь владения Посейдона увеличивались. По воле дядюшки Харибда превратилась в монстра, находящегося в узком водном протоке.
Имя мифического создания запечатлено биологами. Харибдой названа одна из разновидностей медуз.
Экранизации
Героиня древнегреческих мифов упоминается в кинокартинах, посвященных эллинам или описывающим содержание легенд. Упоминание о ней было в мини-сериале режиссера Андрея Кончаловского «Одиссей» 1997 года.
В 2012 году на большие экраны вышел короткометражный фильм «Точка Харибды» Джона М. Бродхэда. В нем речь шла не об известном чудище, а об опасном протоке.
Внимание Харибде как мифологическому существу уделялось в фильме «Перси Джексон: Море Чудовищ» 2013 года.
В гомеровской « Одиссее » Харибда изображается как морское божество ( др.-греч. ??? ???????? ), обитающее в проливе под скалой в расстоянии полёта стрелы от другой скалы, которая служила местопребыванием пещерного чудовища
На самом деле, может быть, только самки являются типичными «харибдами», тогда как самцы — это мелкая рыба или какой-то другой маленький водный организм. Самцы плавают вокруг, пытаясь найти самок для осеменения. Самки производят самцов, откладывая яйца и позволяя им дрейфовать, но ловят крупных морских существ, чтобы «ввести» их в яйца самки и выпустить их. Затем яйца выводятся, и новая самка поглощает раненое животное и становится достаточно большой, чтобы начать фильтровать корм. Просто идея, и я понятия не имею, как это будет развиваться.
Географически местопребывание двух иносказательных чудовищ привязывали к морскому проливу между Италией и Сицилией В древнейших мифологических сказаниях Харибда едва ли играла какую-либо роль; позднее она была названа дочерью Посейдона и Геи