Мировая история хранит множество преданий и легенд о людях-оборотнях, обладающих уникальной способностью перевоплощения в животных. Что в народном творчестве правда, а что – плод воображения? Существуют ли подобные особи, или это чья-то разыгравшаяся фантазия? Давайте попробуем разобраться.
Первые сообщения о людях в зверином обличье относятся к античным временам. Как правило, преображение людей в «братьев наших меньших» происходило при полной луне. Иногда для этого применялись крем или мазь, обладающие уникальными свойствами. Их нужно было втирать в кожный покров. Нередко процесс трансформации совершался безо всякого использования колдовских средств, как только на небе появлялась полная луна.
Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Новгорода Всеславом Полоцким и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка.
В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Огненный змей может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.
В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень.
Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Севере оборотня часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.
В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками. Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.
В художественном произведении Брема Стокера «Дракула» вампир является также оборотнем: граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.
Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, кто несёт родовое проклятие или в случае, если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которого убил волк.
Те, кто принимает звериный облик
Редкие люди обладали уникальной врожденной способностью принимать звериный облик самостоятельно. Чаще вервольфами и волкодлаками люди становились после укуса подобных существ. Вновь обращенные обладали невероятной силой, были крайне злы и коварны. Они представляли собой сочетание человеческого разума с животным проворством, когтями и клыками.
В средневековых трактатах встречаются описания оборотней, какими их видела инквизиция. Обвинить в превращении в дикое животное можно было практически любого человека при наличии у него кустистых бровей, которые срослись на переносице, повышенного волосяного покрова на теле, нестандартных зубов, острых на кончиках ушей.
Даже если у человека не наблюдалось вышеперечисленных недостатков, то ему всегда можно было предъявить обвинение в том, что он утолял жажду из родника, облюбованного волками. В те времена считалось, что для обращения в зверя этого вполне достаточно.
В существование человека-зверя верило абсолютное большинство жителей Европейского континента. На подозрительных людей устраивались облавы. После поимки их пытали, судили и обычно сжигали на костре. Если какому-либо зверю случалось загрызть домашнее животное или человека, так крестьяне сразу находили «волкодлака» или «вервольфа» из числа своих сограждан. Обычно жертвой становился человек, который выделялся нестандартным образом мышления или обликом.
За сто лет во Франции нашли, осудили и казнили около 30-ти тысяч человек. Сколько из них было «вервольфов», одному Богу известно. И другие страны старались от Франции не отставать. В Германии 17-го века в подобном грехе обвинили сразу несколько десятков человек. Их обезглавили по приговору суда, а останки сожгли.
Существовала легенда, что для превращения в волкодлака человек-оборотень должен был вывернуть наизнанку свою кожу. Монахи-инквизиторы, отличавшиеся редкостным «гуманизмом», нередко пытались найти волчью шерсть под кожей своих жертв. Что закономерно, после таких «экспериментов» никто не выживал.
Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.
Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.
Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.
Изначально считалось, что убить оборотня можно, нанеся ему смертельную рану, например поразив в сердце или отрубив голову. Раны, нанесённые оборотню в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.
Свидетельства прошлого
Трансформация человека в оборотня описана в средневековых трактатах следующим образом: «Первое время такое существо ощущает некоторый озноб и жажду. Затем появляется необычайная головная боль, удлиняются и отекают руки, огрубевает кожный покров, все тело покрывается испариной. Существо начинает рычать или реветь, одежда на нем трещит и рвется, кожный покров темнеет и зарастает шерстью. Монстр испытывает ненависть и лютую жажду крови».
Существуют свидетельства, что в некоторых случаях оборотня удавалось убить простым ружьем. Правда, есть одна оговорка – пули применялись освященные в церкви или серебряные. Для выявления оборотня достаточно было нанести ему ранение в район конечности в тот момент, когда он существовал в зверином обличье. Впоследствии нужно было всего лишь найти человека с раненной рукой или ногой.
Волчья лапа – рука жены?
Эта история произошло во Французской провинции Овернь, в конце 16-го века. К знатному господину по имени Санрош заехал в гости известный на всю округу охотник Фероль. Он пригласил своего друга на охоту, но Санрош был занят и вынужден отказаться от любезного предложения.
Санрош принял ожидающего его адвоката, отобедал и пошел встречать своего товарища с охоты. Он нашел Фероля в плачевном состоянии. Все тело охотника было в крови, а одежда его была разорвана в клочья. Израненный мужчина рассказал, что в лесной глуши на него набросился огромный свирепый волк – попасть в него из мушкета было не возможно, точно зверь был заговоренный. Пришлось защищаться от этого монстра внушительного размера ножом. В какой-то момент Фероль изловчился и одним ударом отсек зверю переднюю конечность. Тот взвыл и словно растворился в воздухе.
По окончании рассказа охотник хотел продемонстрировать знакомому боевой трофей, он распахнул свою сумку и изумился. Там, где должна была лежать звериная конечность, находилась отрубленная человеческая кисть. На одном из пальцев виднелся именной перстень.
Теперь Санрошу пришлось удивиться – он без труда узнал перстень, который в прошлом подарил своей жене. Санрош бросился домой, где в спальне на кровати нашел свою жену, всю залитую кровью. Ее рука была отрублена почти по локоть. Прошло немного времени, и женщина призналась, что она – оборотень. Ее муж долго боролся с собой, но затем все-таки выдал несчастную властям. После непродолжительного следствия и суда женщина-волк была сожжена.
Как появилась вера в оборотней
Интересно, почему вера в оборотней была особенно сильна в давно ушедшие времена? Как удалось выяснить ученым-антропологам, это убеждение было присуще практически всем народностям нашей планеты. Только хищник, в которого превращался оборотень, был у каждого народа свой. Например, в Индии это был король джунглей – тигр, а в европейской части суши – волк.
По какой же причине возникали подобные предания? Когда-то в Европе волк являлся тотемным животным, шкуры этих зверей носили на себе многие люди. Геродот писал о племенах, населявших территорию современной Белоруссии и Литвы, что жители тех краев – колдуны. По мнению историка, они каждый год на короткое время обращаются в волков, а потом снова становятся людьми.
Есть ученые, считающие, что появлению мифов о вервольвах способствовало такое заболевание, как гипертрихоз. У людей, страдающих этим недугом, наблюдается повышенное оволосение. Некоторые больные прибивались к различным циркам, а большинства из них был единственный путь – смерть через сожжение. Многие родители, если у них рождался ребенок больной , относили несчастного в лес и бросали там. Так появлялись европейские Маугли.
Но есть еще одно уникальное расстройство психики – ликантропия. Страдающие этим тяжелым недугом люди уверены в том, что они животные. Они могут мнить себя кем угодно: лисами, собаками, волками. Больные ликантропией передвигаются на четвереньках, могут рычать и лаять, проявлять агрессию.
Оборотни с научной точки зрения
Около 1 % всех обнаруженных рисунков «каменного века» представляют собой изображения гибридов животных и людей. У изображённых существ встречены звериные черты бизона, оленя, лошади, кошки, летучей мыши, кенгуру, облик птицы, ящерицы, рыбы. Самая древняя статуэтка подобного существа — человека с головой кошки была найдена в Германии и датируется 32 тысячами лет назад.
Изображения полулюдей-полуживотных, вероятно, символически подчёркивали реальные или желаемые качества или способности человека. Также могли обозначать важные перемены в социальном статусе древнего человека, например, обряд инициации. Предполагается связь этих химер с миром духов предков, первобытный анимизм.
Мифический образ оборотня мог возникнуть благодаря физиологическим нарушениям в человеческой природе. Задокументированы случаи «ликантропии» — психиатрического заболевания генетического происхождения, когда человек считает себя каким-либо диким животным, к примеру — волком. Другое генетическое отклонение, «врождённый гипертрихоз», вызывает обильный рост волосяного покрова на лице и верхней части туловища. Первое задокументированное описание гипертрихоза в одной мексиканской семье проведено в 1984 году группой из Университета Гвадалахары, под руководством Хосе Мария Канту. Исторически, рождённые с этим отклонением порой брались на работу в цирк, где выступали для развлечения публики в качестве «оборотней» или «человекообезьян».